Пресса — Газета «Рабочий путь»

Рубрика «Журналист ставит проблему», №220 (20102), воскресенье, 24 сентября 1989 г., страница 2

Страница 2
Оригинал публикации

«Живая вода» без пристанища

Первого сентября заглянул по дороге в Брянск к Новиковым — известным в Смоленске певцам из ансамбля народной песни «Живая вода». Живут они на Первой Брянской улице, окраинной, застроенной деревянными одноэтажными домами, за спиной у какого-то лесопильного завода, с вечно гудящей под самыми окнами высоковольтной трансформаторной подстанцией. Все трое — Людмила Николаевна, Сергей Николаевич и их одиннадцатилетний сын Сережка были больны: простуда свалила. И не мудрено. Хотя на улице последние августовские дни были теплые, сухие, в их крохотной комнатенке держалась отвратительная сырость, от стен пахло плесенью, прелью. Впрочем, весь четырехквартирный барак послевоенной постройки с трухлявыми стенами, полами и подгнившими крыльцами излучает не лучший запах, у Новиковых в нем — самая худшая комната. Как в ней не простужаться, не болеть?

С какой стати, спросите, вдруг заглянул к ним? В феврале, если память не изменяет, в телевизионной передаче «Взгляд», после острых сюжетов и разговоров, из-за каких-то боковых кулис непринужденно, с народной песней вышли двое рослых мужчин и женщина, а также мальчонка, на вид лет девяти, впереди них. Все четверо — в красочных костюмах, в коих когда-то на селе в праздники гуляли. Песня лилась легко, свободно, пожалуй, для многих телезрителей после шумных, взрывчатых клипов разных рок-групп она была как чистый, незамутненный воздух раздольных русских равнин. В сильном песенном четырехголосии дискант мальчонки отнюдь не терялся, напротив, звучал как живительный родничок под живописной кручей рядом, с говорливым речным потоком…

Когда песня затихла, ведущие телепрограммы пригласили певцов за стол для беседы. Представили их — ансамбль «Живая вода», в репертуаре — русские народные песни, чаще забытые или неизвестные, сплошь смоленские. Из дальнейшего разговора выяснилось, что артисты как бы все смоленские, ну, то есть родом, корнями со Смоленщины, с ее песенной народной культурой, ею с детства пропитаны, а с другой стороны, как бы к Смоленску совсем никакого отношения не имеют, потому как работодателем у них является Вологодская филармония. Она им платит зарплату, отправляет, куда ей вздумается, на гастроли. В то же время все певцы прописаны в Смоленске. Получается, что они все-таки как бы смоляне…

Если говорить откровенно, то семья Новиковых: Людмила и Сергей, а также их сынишка Сережа — они-то и составляют ядро ансамбля «Живая вода», — все последние годы потратили не столько на искусство, сколько на бесплодную, изнуряющую борьбу за выживание. Еще девять лет назад Людмила Новикова, после короткого отсутствия, связанного с выходом замуж за Сергея Ухмакова, и пребывания в Омске вернулась на родину, кстати сказать, по вызову Смоленской филармонии, где она и прежде работала. Молодой семье, в ней уже был и трехлетний Сережа, пообещали на первое время общежитие, но никакого крова над их головой, увы, не появилось. Новиковы (Сергей Ухмаков принял сценическую фамилию жены) часто гастролировали, конечно же, вместе с ребенком, ибо оставить его негде было, а между гастролями скитались по друзьям, тоже с сынишкой — кто приютил, тем и благодарны.

Творчески активные люди, Новиковы вместе с артистами-единомышленниками создали в Смоленской филармонии вокально-инструментальный ансамбль «Феникс» с репертуаром из народных песен, исполняемых в фольклорной манере — без обработки. Ансамблю повезло, что Людмила переняла (получила в наследство?) от своей бабушки-песенницы десятки и десятки смоленских песен. Зрителям ансамбль понравился. Но, как ни странно, при аттестации руководители культуры г. Смоленска «прокатили» его. И чтобы доказать свою состоятельность, художническое своеобразие, ансамбль добился переаттестации и перетарификации в Москве перед комиссией Министерства культуры РСФСР. Газета «Известия» дала публикацию о самобытном творческом лице «Феникса», после чего Смоленская филармония в общем и целом «смягчилась». Сама она или по подсказке управления культуры дала бездомным артистам «жилье» — темную, сырую, с протекающим потолком и осыпающейся штукатуркой комнату восьми квадратных метров, в том самом бараке, где и сейчас бедствуют. По правде говоря, комнату эту Новиковым «сплавили», поскольку от нее отказывались все, кому ее ни предлагали. А сколько потом было мытарств с пропиской в этом аварийном бараке. Сколько Новиковы натерпелись страхов, живя в этой трущобе, — то пол в комнате обвалился, то сорвавшаяся со стены тяжелая книжная полка чуть не убила спавшего внизу на раскладушке сына. Мало того, видать, спохватившись, что нельзя прописывать в аварийном барачном жилье, их с помощью суда выселяли, мытарили, как хотели и сколько могли…

Я дважды бывал в этом бараке. Кроме Новиковых, в нем живет еще три семьи. Трудно сдержаться, чтобы без острых эмоций описывать здешние условия. Комната, где живет талантливая семья певцов ансамбля «Живая вода», это вообще жуть, трущоба в худшем смысле слова. Особенно жаль Сережку, талантливого мальчишку, ему там не то что музыкой — школьными уроками заниматься негде. Секретарь Смоленского обкома партии И. Григорьев, бывший в свое время начальником управления культуры облисполкома, между прочим, признал, что у Новиковых растет одаренный парнишка. Юный певец уже выступал с камерным оркестром города — редчайший случай вообще в стране. Неоднократно Сережу приглашали на Центральное телевидение, где он принимал участие в различных программах.

Да и сам ансамбль «Живая вода», а это название привилось пять лет назад, дебютировав в праздничном концерте 7 ноября 1984 года, благодаря телевидению и гастролям, известен по стране как оригинальный фольклорный коллектив. Одним словом, славы ему не занимать. Тем не менее у себя на родине, то есть в Смоленске, судя по всему, он абсолютно не нужен. Очень мягко, осторожно разговаривал со мной об ансамбле И. Григорьев, и мысль его свелась к тому, что в филармонии уже имеется два фольклорных коллектива, зачем же еще третий? К тому же ансамбль «Живая вода», дескать, не наш, хотя его члены и прописаны каким-то образом в Смоленске, работает-то он в Вологодской филармонии, короче, не нужен, так можно понять. Такое у меня создалось впечатление, впрочем, дай бог, чтобы ошибся.

Директор Смоленской филармонии В. Михненков никаких антипатий, по его словам, к ансамблю не питает, напротив, он не прочь взять «Живую воду» — пусть, мол, еще один оригинальный фольклорный коллектив живет на древней смоленской земле. Был даже устроен просмотр ансамбля на предмет его приема в филармонию. Из протокола заседания худсовета просматривается неприкрытый снобизм к художественным манерам, творческому содержанию ансамбля и явное нежелание принять Новиковых в свой коллектив. Не хочется думать, что и зависть к популярности «Живой воды» повлияла на это решение. Правда, голоса разделились; 4 — «за», 5 — «против», стало быть, ансамбль отклонили…

— Я видел коллектив «Живой воды» впервые, — рассказывал мне директор филармонии В. Михненков, — но слышал про весь сыр-бор вокруг него. От их исполнения я почувствовал приятное впечатление, и мне не безразлично, что они смоляне, что корни их творчества смоленские. К тому же считаю, что чем больше фольклорных ансамблей, тем легче им будет жить.

Начальник управления культуры облисполкома В. Атрощенков, человек на этой должности недавний, высказался за талантливый ансамбль однозначно. Проверив жилищные условия Новиковых Валерий Иванович с горечью говорил мне:

— В той трущобе, где обитают Новиковы, жить невозможно. Быть артистом, сохранить талант в столь жуткой обстановке немыслимо. Так относиться к способным артистам, к их одареннейшему сыну, попросту говоря, преступно. Таланты в подобных условиях гибнут. Это может случиться и с ансамблем «Живая вода», если ему не оказать срочную помощь…

К слову сказать, в Смоленске уже бывали тому прецеденты. В свое время «Советская Россия» дважды выступала в защиту оригинального, популярного в городе Молодежного эстрадного театра (МЭТ). Чего скрывать, из-за равнодушия и тотального надзора смоленских чиновников от идеологии в минувшие времена погибли, прекратили свое существование многие творческие коллективы, дискуссионные клубы, союзы по интересам. Смоляне не смогли своевременно посмотреть те талантливые вещи на сцене и в кинозалах, которыми восторгались жители большинства городов страны.

И. Пырх,

соб. корр. «Советской России» — специально для «Рабочего пути».