Пресса — Газета «Вологодский комсомолец»

Рубрика «Далекое — близкое», N°47 (6085), 1986 г., 18 апреля, пятница, страница 4

Страница 4
Оригинал страницы

Родник живой водицы

… И они запели свою любимую:

«Горы мои, горы Воробьевские.
Ничего-то вы, горы, не вспородили,
А вспородили один бел-горюч камень…»


И вдруг я увидел явственно и эти замшелые горы, и этот родник, что набрал силы в глубинах земли, поднял на плечах своих горючий камень, вспыхнул на солнце искрами, заиграл многоцветьем, и покатилась живая вода по склонам туда, где

Лежит на ратном поле
Тело белое молодецкое,
Где вьются над ним три ласточки.
Как первая ласточка — его матушка,
Вторая — любимая сестрица,
А третья — молодая жена.

Добеги, живая вода, до молодца, окропи его белое тело, пусть поднимется он да расправит плечи богатырские.

Нет, это не просто песня, это была настоящая симфония, утверждающая силу духа и величие народа, Гимн любви к родине, родившийся естественно просто и таинственно в самых глубинах земли.

…Фольклорный ансамбль «Живая вода» Вологодской филармонии. Четверо замечательных подвижников и пропагандистов русской народной песни, увлеченных и красивых в своем деле.

Руководитель Сергей Новиков, его жена Людмила, Владимир Воробьев, Наталья Григорьева. Непроста судьба этого ансамбля. Как тот родниковый ручей пробивают они путь к слушателю, чтобы донести до него первозданную чистоту живой воды народного искусства. Да, да. Именно животворной воды. Ведь не зря же говорится, в народе: «Песню спеть, что живой водицы напиться».

Недавно в редакции «Вологодского комсомольца» состоялась встреча с участниками фольклорного ансамбля, где шел разговор о необходимости бережного отношения ко всему, что создано народом, о благородной миссии пропаганды народного искусства.

Запись этой беседы мы предлагаем нашим читателям.

Сергей Новиков: Прежде мы были простым вокально-инструментальным ансамблем, довольно известным, надо сказать, у себя на Смоленщине. Но вот однажды мы записали несколько песен у Людиной бабушки, Марии Никитичны, хранительницы народных песен. Попробовали спеть и… «заразились» ими. Такое богатство чувств, красок, переживаний открылось нам!

А вообще-то этот выход на народные песни, мы все так считаем, был не случайностью. Он закономерен. Это судьба народной песни свела нас вместе.

И случилось чудо. Однажды во время концерта мы отложили инструменты, убрали микрофоны и спели своими голосами одну из этих песен, И мы увидели, как живо отозвались зрители, а это была в основном молодежь, как загорелись их глаза, они тоже открывали для себя что-то неведомое, но такое родное и близкое, чему трудно было так вот сразу дать определение. Это и решило нашу судьбу.

Мы поняли: стилизованный под эстраду фольклор, что потоком льется сейчас с пластинок, что подает нам радио, телевидение, это ни что иное, как подделка под народное искусство. Она бездушна, поэтому кроме неприязни и оскомины никаких чувств не вызывает.

Стоит ли удивляться, что молодежь равнодушна к русским народным песням. Но как их можно любить, если они перекромсаны, подогнаны под уровень эстрады.

Серов, великолепный знаток русского фольклора, в свое время говорил о тех, кто обрабатывает народную музыку, что они жалкие ремесленники, которые грубыми лапами (он не боялся таких слов) снимают с крыльев мотылька радужную пыльцу, обрекая его на безобразие и гибель. Эта проблема актуальна и поныне.

Как-то подспудно многие годы нам внушалась мысль: дескать, что может простой мужик, что может быть ценного в его искусстве? Что это искусство можно рассматривать лишь в историческом плане, как пример наивного примитивизма.

Все оказалось далеко не так. И очень печально, что многие годы народная культура великого народа не получала достаточного развития.

Нас радует, что сегодня, особенно в молодежной среде, резко возрастает интерес к народному творчеству. Один за другим создаются фольклорные ансамбли, идет поиск старинных песен, обрядов, чтобы сохранить их в первозданном виде.

И мы видим свою задачу в том, чтобы вернуть народу его искусство.

Людмила Новикова: Как ансамбль мы родились а 1981 году. И вот какая проявилась закономерность. До тех пор, пока были мы рядовым вокально-инструментальным ансамблем с современным репертуаром, особенных проблем у нас не возникало. Но как только мы стали фольклорным, то почувствовали какое-то непонятное сопротивление. Казалось бы, всем понятна необходимость бережного отношения к народному творчеству, истории, культура народа. Увы, на деле это оказалось не так.

Нас называли и шарлатанами, и дилетантами, объявляли, что наша программа к искусству не имеет никакого отношения.

В Смоленской филармонии директор ее Исаак Изральевич Хацкевич отказал нам в аттестации. Пришлось пробиваться самим, ехать а Москву и через голову непосредственного начальства аттестоваться у министерской комиссии. Тогда-то наша программа и получила высокую оценку. Мы выступали по Всесоюзному телевидению, вышла пластинка с записями песен.

Сергей Новиков: На этом, конечно же, наша борьба не кончилась. Есть еще немало людей, которые имеют совершенно иной взгляд на народное искусство. Они утверждают, что нет смысла заниматься реанимацией того, что умерло. Не надо трогать то, что обрекла сама жизнь. Она права. Такие вот существуют демагогические взгляды. С прошлым, мол, покончено, давайте смотреть в светлое будущее.

Однако все не так. Василий Иванович Белов очень простую формулу будущего высказал: «Чтобы сделать шаг вперед, нужно от чего-то оттолкнуться».

Народное искусство это, прежде всего, крепкие корни, а дереву с крепкими корнями и стоять долго. Никакие бури ему не страшны. И если мы сможем передать своим детям любовь к народному искусству, традициям, идеалам, то значит и дети наши будут крепче стоять на родной земле.

Владимир Воробьев: В свое время меня увлекала только современная музыка, на народные песни я смотрел снисходительно. Но вот приобщился к этому великому искусству и понял, какая огромная разница лежит между временными поделками псевдокультуры и настоящим национальным искусством.

Мне не раз приходилось бывать в других республиках. В Ташкенте, например, много раз был. Там очень бережно относятся к народному искусству. По республиканскому радио эти мелодии звучат беспрерывно. И вот такой момент: пока я серьезно не занимался русской народной песней, меня мало трогали национальные песни узбеков. Я понял их лишь тогда, когда понял свою национальную культуру. И в свою очередь искусство песни Узбекистана помогло мне еще глубже осмыслить искусство наше.

Людмила Новикова: Хочу к этому добавить вот что. Как-то мы выступали в Череповце. И в зале оказалось большинство молодежи из союзных республик. Я поразилась, как они внимательно, с какими переживаниями слушают русские народные песни. Почему? Да потому, что они подготовлены на своем национальном искусстве к восприятию искусства другого народа.

И тут в зал вошел подвыпивший русский парень. Едва он услышал нас, как на лице его появилась насмешливо-презрительная мина: «А-а, дескать, деревенщина». И всем своим поведением он будто бы приглашал остальных покуражиться над нашими песнями.

Но ребята, это были узбеки, тут же резко одернули парня. Он прослушал весь концерт и, мне кажется, что-то понял. Потом подходил к нам с благодарностью.

Сергей Новиков: Действительно, такой парадокс имеет место. Особенно это заметно в деревнях, где у людей в силу навязанного когда-то им пренебрежительного отношения к своему искусству, сложился такой вот стереотип мышления: «все это бескультурье, кирза и т. д.».

Людмила Новикова: Причем такое убеждение сложилось не без помощи города, но сегодня уже идет обратный процесс: город возвращает деревне потерянную песню.

Сергей Новиков: Нас очень привлекает северное песенное искусство. У нас уже много этих песен в работе, но мы не спешим выйти с ними к зрителям. Чтобы понять народное искусство, нужно проникнуться его духом, понять его чаяния, узнать историю.

Мы мечтаем подготовить целую театрализованную программу, спектакль. Так что работа предстоит большая. Мечтаем укрепиться на Вологодской земле.

… Вот на такой оптимистической ноте закончился наш разговор в редакции. Но мы чувствовали, что беспокойство не покидает артистов, вернее, полная неуверенность в скорой бытовой устроенности.

Сергей Новиков говорит о том, что народное искусство — это те же самые крепкие корни, пущенные этим народом на земле. Да, это несомненно так. Но прежде необходимо помочь песне, ее энтузиастам обрести корни на Вологодчине.

Впрочем, может быть, мы ошибаемся? И это никому не нужно? А как думаете вы, уважаемые читатели?

А. Ехалов.

На снимке: фольклорный ансамбль «Живая вода».

Фото Н. Чеснокова.