Пресса — Газета «Рабочий путь»

№56 (23036), среда, 15 марта 2000г., страница 4

Страница 4
Оригинал
публикации

«Песню сыграть, что водицы живой глотнуть…»

Стой, бярезанька, а стой — не шатайся.
        Живи, Полечка, ни об чем не печалься.

Эту свадебную песню можно услышать только в исполнении ансамбля «Живая вода». Помнится, живая вода чудесно возрождала погибшего героя, возвращала его к подвигу, обещала конечную победу над злом…

Артисты — Людмила и Сергей Новиковы, их сын Сережа и нижегородец Владимир Воробьев — возродили народную песню в ее первородном состоянии, расчистили позднейшие наслоения авторских обработок и интерпретаций. Эта позиция, по сути, и определяет творческое лицо коллектива, его своеобразие, стиль и манеру исполнения. Так писали о смоленском ансамбле в столичных изданиях.

Вчера наша Марьюшка по вулице гуляла.

Ой, лялё, лялё, по вулице гуляла.

«Живая вода» не дала уйти в забытье и этой протяжной песне Починковского района. Перекраивать русскую народную песню на иноземный лад, вгонять ее в «прокрустово ложе» так называемой общеевропейской культуры также нелепо, как нарядить деревенскую русскую девушку не в сарафан, а в крохотную юбочку и шляпку-тирольку, русского молодца — не в красную рубашку, а во фрак.

— Наш ансамбль «Живая вода» поет в основном песни Смоленщины, — рассказывает Людмила Новикова. — Ими нас щедро одарили замечательные женщины-крестьянки: Мария Никитична Лемутова (бабушка Людмилы), 1902 года рождения, ее невестка Вера Андреевна Лемутова, 1924 года рождения (обе уроженки Починковского района Смоленской области); Анастасия Савельевна Сельганова, 1910 года рождения, моя землячка — уроженка Холм-Жирковского района (бывшего Батуринского).

Грянула, грянула,

Грянула музыка, в новом теряме,

Грянула громчатая во тясовеньках…

— Конечно, встретились мы со многими трудностями, — продолжает Людмила Новикова. — Например, ребята долго не могли освоить ритмические структуры песен. Вроде бы мотив не длинный и по диапазону не широкий, а повторить его сразу не могли — так много было в нем ритмических интонаций, хитростей. Мне было легче, я с бабушкой пела дома не раз, манеру эту знала давно.

По чем познати ты по вяселейку,

Что сиротская свадьба?

Пиво не пьяно, мед не солодок,

Горелочка не го…

А это уже свадебная сиротская. Какой сочный язык, какие точные образы — то есть, даже исходя из жанрового многообразия народной песни, будет ясно, как богато воображение, художественное дарование нашего народа.

— Да, деревня умирает и физически, и духовно, — продолжает наш разговор Сергей Новиков. — И кажется, еще бы лет десять — двадцать, и многое мы уже не услышали бы, не узнали бы и наши дети. А это значит, что прервалась бы еще одна нить преемственности поколений. Что может быть страшней в истории народа?

Ой, теща зятя на вечерю звала,

Беленький сахар на блюдо клала.

Прилетел сокол — рассыпал сахор…

Новиковы не только смогли сохранить песенное наследие Смоленщины, но и передать молодым поколениям. Недавно они выпустили два компакт-диска: «Грянула музыка» (песни и наигрыши смоленской земли) и «Живая вода» (русский песенный фольклор). Это гражданский и творческий вклад, который уже сегодня можно оценить по достоинству. Когда не надо ждать редких концертов ансамбля, а поставить диск и наслаждаться народной музыкой.

В рецензии к компактам (компакт-дискам, — прим. ред. сайта) лауреат Государственной премии Николай Шундик пишет: «Яркое звучание ансамбля (каждый из певцов — солист), самобытную его манеру невозможно ни повторить, ни спутать с кем-либо другим. Так не поет больше никто!»

А. Михайлов.