Когда пройдут смутные времена
Звуки «Калинки» во французском кабаке
— Надежда Бабкина, «Балаган Лимитед», Надежда Кадышева — в их пении почти нет исконно русского и народного, — утверждает Сергей Николаевич Новиков, руководитель фольклорного ансамбля «Живая вода».
Чуть поразмыслив, я соглашаюсь с таким мнением, понимая, что вышеназванные исполнители во многом приспособили народные песни под попсовый репертуар, поскольку так проще снискать популярность у массового слушателя. Однако из рассказа Сергея Николаевича я узнаю, что всё гораздо сложнее. И в действительности то, что мы сегодня считаем старинным и народным, часто не является таковым.
Чтобы не ходить далеко за примерами, вспомним, что знаменитая песня «Ой, мороз, мороз» написана только в 1955 году солисткой Воронежского народного хора Марией Морозовой (ныне, по мужу, Уваровой). В показанном по одному из центральных телеканалов сюжете о ней между прочим было замечено, что все народные песни имеют своих авторов, чьи имена просто не дошли до наших дней. Такое утверждение не вызывает споров. Но беда в том, что эти «народные» песни на самом деле далеки от нашей исконной культуры. Причём подменять народный голос начали ещё в первые десятилетия двадцатого века. С приходом советской власти людям стала внушаться мысль о мелкобуржуазности уклада крестьянской жизни и его культуры, а народные песни нивелировались, усреднялись и становились совсем другими.
«Калинка», «Из-за острова на стрежень…» звучат залихватски и всегда вспоминаются во время застолий. Но, как говорит Сергей Николаевич, их нельзя считать песнями русского народа. «Калинка» — кто бы мог подумать! — французская кабацкая песня, которая появилась у нас где-то в начале двадцатого века и так пришлась по душе россиянам, что тут же родились многочисленные варианты русского текста.
Песня «Из-за острова на стрежень…» также никак не может быть народной, поскольку её мелодия имеет все черты композиторской разработки, а стихи носят явно авторский характер, уже хотя бы потому, что они рифмованы, а это совершенно не свойственно народной традиции.
Конечно, сегодня вряд ли представишь Россию без «Калинки» и других песен с подобной историей. Они прочно заняли свою нишу. Но от исконной культуры их следует отделять.
За каждым словом настоящих народных песен стоит опыт поколений. Когда слушаешь какую-нибудь веками проходившую сквозь людские души протяжную, плясовую, хороводную, игровую или обрядовую (жанров очень много) песню, то в каждом куплете чувствуется бескрайность русских зелёных лугов и дремучих лесов, торжественная грусть и спокойное величие России.
Например, песню «Горы Воробьёвские» поют не только на Смоленщине, но и во многих других областях. Мне посчастливилось услышать её в исполнении ансамбля «Живая вода». Выразительная, идущая от сердца мелодия и искренние голоса помогают прочувствовать каждое слово. И ты словно видишь горы белых горючих камней, из-под которых течёт быстрая река. Течёт мимо крутых берегов, на одном из которых растёт ракитовый куст — символ беды. Слова рассказывают о погибшем русском воине, заставляют размышлять о сложности судьбы.
Только народ, обладающий великой душой, мог написать такие песни!
Пророков нет в отечестве своём
Как же появился фольклорный ансамбль «Живая вода»? Его руководитель Сергей Новиков, будучи скрипачом по образованию, конечно, не думал связывать себя с народным творчеством. Зато он почти три года отработал в симфоническом оркестре и, кроме того, занимался джазовым роялем. Как джазовый музыкант, ездил на фестивали в Новосибирск, Тбилиси, Таллин, Москву. С трёх из этих четырёх фестивалей Сергей Николаевич привёз дипломы. А потом обстоятельства сложились так, что в Омской филармонии, где работал Новиков, он перешёл из оркестра в большой эстрадный коллектив, который назывался «Омичи на эстраде». Дело в том, что из этого коллектива забрали в армию пианиста и, зная, что Сергей Николаевич играет на рояле, его перевели в эстрадный коллектив почти в приказном порядке. Так его судьба изменилась коренным образом, и от классической музыки он перешёл к музыке эстрадной.
Как же Сергей Новиков оказался в нашем городе? Оказывается, уже заканчивая Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства в Москве, в общежитии этой самой мастерской он познакомился со смолянкой Людмилой, которая пела в ансамбле «Колокола» и впоследствии стала женой Сергея Николаевича. Немного позднее выяснилось, что в Смоленске нужен руководитель эстрадного ансамбля.
Тогдашний репертуар ВИА «Феникс» составляли эстрадные песни и советская песенная классика. Но вскоре у участников ансамбля возникла тяга к исполнению фольклора. Но какие же народные песни петь, ведь в каждом регионе они разные и по-своему исполняются.
«Конечно, свои, смоленские песни», — предложила Людмила Новикова, ведь именно с ними было связано всё её детство. В деревенской крестьянской избе их пели её бабушка и мама. Эти песни сопровождали Людмилу Николаевну всю жизнь, она часто пела их своим коллегам по ансамблю.
Эстрадному коллективу было нелегко усвоить народную манеру исполнения. Помогла бабушка Людмилы Новиковой — Мария Никитична Лемутова. Ей тогда было за восемьдесят, она знала много песен, мелодий и всегда говорила: «Песню сыграть, что водицы живой глотнуть, особливо если горюшко какое. Вот я по себе знаю, сыграешь так-то одну, другую… И полегчает на душе».
Благодаря этим словам позднее появилось название нового ансамбля, который оказался по-своему уникален. В ту пору многие эстрадные коллективы обращались к народной музыке, но все они приспосабливали ее под европеизированное эстрадное исполнение, а ансамбль «Живая вода» стал исполнять песни в манере, свойственной первородным исполнителям.
Освоить своеобразие ритмической структуры народных песен удалось не сразу. Так, даже манера держать скрипку здесь совершенно отлична от академической: инструмент держат не между подбородком и плечом, а прижимая его к груди. Звук получается особый, свойственный фольклору. Не менее сложным было и научиться петь в народной манере. Однако старание помогло преодолеть все трудности.
Ещё до образования коллектива «Живая вода» в рамках ансамбля «Феникс» появился фольклорный номер, когда микрофоны вдруг отодвигались и артисты, выходя на авансцену, начинали петь народные песни. Этот номер всегда воспринимался зрителями особенно восторженно. Им закрывали первое отделение. А так как программу закрывают чем-то наиболее успешным, то вскоре номер переместился в конец концерта и через некоторое время разросся до отделения.
— Но потом кое-кто из чиновников нам перекрыл кислород. Заявили, что Смоленщине не нужен фольклорный ансамбль, — рассказывает Сергей Николаевич. — И тогда мы поехали искать, «где оскорблённому есть чувству уголок», то есть в Москву: в Союз композиторов, в консерваторию, в институт Гнесиных.
Там везде существовали центры изучения фольклора. И в отличие от нашего города, смоленским ансамблем живо заинтересовались. Вся Москва пела казачьи и северные народные песни, а то, что делала «Живая вода», оказалось настолько новым и ярким, что их песни сразу же зазвучали на радио, стали записываться в музыкальные фонды. В телеэфире коллектив впервые появился в 1984 году на «Голубом огоньке» и с тех пор по 1990 год их показывали по Центральному телевидению пятьдесят три раза. «Живая вода» объездила всю Россию от Камчатки до Закавказья и Калининграда, а также практически все социалистические страны Европы.
Исконно русская культура плохо вписывается в новые экономические реалии. В связи с наступлением девяностых годов многие вынуждены были сменить профессию. Та же участь постигла и фольклорный коллектив «Живая вода», который вдруг остался без концертов. Сегодня этот ансамбль существует перманентно, хотя их песни по-прежнему крутят на радиостанциях Москвы. Иногда, услышав эти записи или просто вспомнив о «Живой воде», коллектив приглашают на различные фестивали. Так, несколько раз участники ансамбля были в центре авангардного искусства «Дом», который время от времени проводит вечера фольклора конкретного региона, в том числе и несколько вечеров на смоленскую тематику. Раз-два в год «Живая вода» также ездит на выступления в Союз композиторов. И всё-таки участники коллектива Сергей и Людмила Новиковы, Владимир Воробьёв верят, что то, что они делают, пригодится нашей культуре. И я думаю, что действительно будет так. Смутное время на Руси проходит. А когда проходят смутные времена, русский народ всегда вспоминает про душу, а душа эта честно выражена в его песнях.
Максим Свириденков.