Пресса — Газета «Вологодский комсомолец»
Рубрика «Родники народные», N°25 (6132), пятница, 27 февраля, 1987 г., страница 4
Многие из напетых ею песен стали основой «репертуарной кладовой» нашего ансамбля. Предлагаем вам, разучив одну из таких песен, попытаться освоить принцип вариативного распева, который лежит в основе русского и одноголосья и многоголосья.
Основная мелодия песни изложена в первом куплете. Далее — два возможных варианта. При исполнении следующих куплетов можно не повторять снова распевы I, II и III куплетов, а попробовать самостоятельно развивать, варьируя основную тему, конечно, не ставя самоцелью спеть обязательно непохоже на предыдущий каждый новый куплет, тем более, когда не почувствуете эмоционального позыва, ведь состояние души у поющего — в импровизации — основное мерило (плюс навык).
Если же все три варианта распева спеть одновременно втроем — получится многоголосье. Его можно дополнить и четвертым, и пятым голосом, оставляя тот же принцип вариативности. Начало каждого куплета запевает солист, остальные подхватывают на 2, 3, 4 или 5 слоге. Значком, помеченным в конце нотного рисунка, отмечены устойные звуки, на которых все голоса сходятся обязательно в унисон. Дыхание — цепное: берется каждый порознь, когда удобно. Для взятия дыхания можно пропустить любой, кроме устойного, звук.
Желаем успеха!
С. Новиков,
руководитель ансамбля «Живая вода».
Ой, крякала сера вутица, крякала,
Гаю-гаю, ай, боже ж мой, крякала.
А и как мне от стадица отвыкать,
Гаю-гаю, ай, боже ж мой,отвыкать.
То так, то сяк, к селезенюшке привыкать,
Гаю-гаю, ай, боже ж мой,привыкать.
Ой, плакала красна девица плакала,
Гаю-гаю, ай, боже ж мой,плакала.
А и как я от девушек отвыкну.
Гаю-гаю, ай, боже ж мой,отвыкну.
То так, то сяк, к добру молодцу привыкну,
Гаю-гаю, ай, боже ж мой, привыкну.