История
Сам образ «Живая вода» — из русских сказок, пословиц, поговорок. У древних славян он символизирует начало божественного проявления: живая вода изгоняет нечистую силу, возвращает из небытия к жизни. В русском Православии «живая вода» — аллюзия по отношению к Живоносному источнику, которым именуют Богородицу. «Живая вода» и целительная для человека народная песня — отнюдь не случайная параллель. «Песня — она человека на свет пускает», «такое горе, а я песни играю».
«Песню сыграть, что водицы живой глынуть 1», — так часто говаривала Мария Никитична Лемутова. Эти её слова и дали название новому фольклорному ансамблю, её песни и составили основу репертуара. Она, передавшая через песню своей талантливой внучке способность постичь глубинную сущность русского человека: его боль, его юмор, отзывчивость, открытость — осталась незримой участницей «Живой воды».
Эту укоренённость в традицию, эту искренность нельзя не почувствовать в голосе Людмилы, словно являющем первозданную красоту России. Особенно хороши у неё сольные распевы. С ними рос и сын Серёжа, чей звонкий голосок умело вплетается в звучание голосов взрослых, продолжая традицию смоленского многоголосья — пения с подголоском, когда верхний голос дублирует нижний.
Всё, что исполняется «Живой водой», трудно назвать просто репертуаром, это — продолжение миропонимания артистов. И в концертах исполнялось не только то, что выигрышно с точки зрения сценической интерпретации, но и та музыка, что сопровождала жизнь крестьянина с детства до старости, от зимы до зимы: в повседневном быту и на свадьбах, в поле и на праздничном гулянии. Каждая песня — частица жизни, и в каждой события проживаются так, как это исстари велось в народной среде.
Слушатели знакомятся не только с типичным для Смоленщины обрядовыми, календарными, игровыми, плясовыми, хороводными песнями, но и с другими жанрами песенного творчества: лирическими, духовными стихами, героическими балладами — примерами так называемых общерусских песен. Здесь и шедевры классической русской лирики: протяжная — «Горы Воробьёвские», и рекрутская — «От чего заря занималася», «Колыханочки» и «Потешки» — образцы музыки для детей. В память о бабушке Марье записана песня «Ой, крякала сера вутица», про которую она говорила: «Эту свадёбную песню я сама склала».
Сейчас даже не верится, что когда-то музыканты из «Живой воды» занимались только эстрадной музыкой, а руководитель Сергей Новиков, как скрипач и пианист — ещё и классической, и джазовой. Но, поняв истинное своё предназначение, раздвинув рамки возможного на своём духовном пути, артисты, возможно одними из первых в своё время, стали открывать для слушателей, привнося в современное искусство, немеркнущие образцы русской аутентичной песенной культуры с её животворной силой.
Днём рождения фольклорного ансамбля «Живая вода» его участники считают 7 ноября 1984 года, когда состоялось первое выступление коллектива на Центральном телевидении в программе «Голубой огонёк», снятой в концертной студии Останкино. В первом составе тогда были: Лариса Александренкова, её муж Леонид Крыса, Людмила Новикова и Сергей Новиков, который также руководил ансамблем.
До этого события Людмила, Сергей и Леонид работали в Смоленской филармонии, в ВИА «Феникс», образованном в 1983 году. Там же работал и Владимир Воробьёв, который со временем тоже стал участником ансамбля «Живая вода». Все на удивление голосистые певцы, каждый, несмотря на молодость, к тому времени уже имел значительный опыт роботы в разных известных группах. Всех объединяла дружба и желание (при изобилии часто однообразных вокально-инструментальных ансамблей) иметь своё самобытное лицо. Им хотелось, чтоб репертуар был полностью своим, не повторявшим популярные образцы. Старались отбирать песни наименее известные, но красивые и содержательные. Сочиняли сами, обращались и к «золотому фонду» песенной классики, например: хоровая композиция Анатолия Новикова «Отъезд партизан», песни Соловьёва-Седого, Блантера… Народных песен не брали: своего подхода тогда не сформировалось, а использовать манеру известных тогда групп не хотелось. И, тем не менее, народная песня появилась в репертуаре коллектива!
Солистка ансамбля Людмила Новикова родом из Смоленской глубинки, народную музыку впитывала, что называется, с молоком матери. Её бабушка — Мария Никитична Лемутова — замечательная песенница, никакое дело без песни не делала: пасла ли коров в поле, собирала ли малину в лесу, копалась ли в грядках. А рядом с ней — и внучка: всегда подпевала, напитывалась подлинно народным духом песни. А позже, когда училась в Смоленском пединституте, часто ходила на концерты, и если выступали так называемые «народные хоры» или солисты «народного плана», всё недоумевала: почему не отзывается душа, почему скучаешь и даже раздражаешься? Ведь и песни у них вроде бы русские, и движения – «характерные»… То-то и оно, что «вроде бы»! Многое объяснила статья известного музыковеда Александра Серова, современника Глинки. Прочла её и поняла: песни, выдаваемые за народные, очень часто являют собой лишь пресные обработки, аранжированные под «общий культурный стандарт», выработанный пролетарской антикрестьянской идеологией. Понимание этого вопроса ещё больше утвердила книга племянника знаменитого Митрофана Пятницкого «С песней по жизни», рассказавшего о том, как подлинно крестьянская культура была объявлена революционерами «некультурной» и требующей либо забвения, либо переделывания.
Людмила после институтской самодеятельности и побед в ряде конкурсов, окончив Московскую Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства, стала солисткой Смоленской филармонии. Пела в исключительно эстрадной манере и очень скоро стала испытывать мучительное неудовлетворение от исполняемого. Как потом ей стало понятно, на уровне подсознания происходило сравнение бабушкиного песенного наследства с тем, что предлагала окружающая музыкальная среда.
А знакомые с детства песни просились из души. Стала напевать их в автобусе: по дороге на концерт, или с концерта. Сергей, муж, с удовольствием подхватывал. Он — сибиряк, потомственный горожанин, скрипач по образованию и сложившийся эстрадный певец, женившись, стал часто бывать в Смоленской деревне, познавать сельскую жизнь. Благодаря Марии Никитичне, с великим изумлением стал открывать для себя первородную крестьянскую песню, к которой академическим образованием было воспитано снисходительное отношение. Он с интересом включался в дуэт Людмилы с бабушкой, которая могла петь не только ведущий голос, но и подголоски — если ощущала какой-то вакуум в звучании, то тут же его заполняла, вплетала в канву многоголосья необходимую нитку. Причём, мелодическую линию никогда не повторяла буквально, всегда изобретала новый вариант.
К «автобусному пению» Людмилы и Сергея друзья-коллеги прислушивались с не скрываемым удивлением и восторгом. Очень скоро стало рождаться многоголосье, корректируемое Сергеем Новиковым: нужно было дать представление об устойных унисонах, о невозможности параллельного терцового движения, об обязательной вариативности голосоведения, об особенностях народных ладов и о многих других тонкостях народного искусства. Пели с великим упоением, радуясь открытому в себе необычному мощному звучанию и возможности создавать вариант песни сиюминутно. Музыканты даже не догадывались о том, что всё это может получить в дальнейшем сценическое воплощение: ансамбль-то — вокально-инструментальный, не народный. Но однажды во время концерта в городе Десногорске руководитель ансамбля вдруг предложил:
— Ну что, ребята, рискнём?
И обратился к зрителям:
— Смоленщина — наша земля — богатый песнями край. Мы открыли для себя это богатство и хотим поделиться им с вами.
Не давая опомниться коллегам, отставил в стороны микрофоны, дал знак Людмиле запевать! Голоса зазвучали свободно, заполняя всё пространство большого зала, при том, что у каждого было чувство будто его бросили в ледяную воду. А ещё одолевал страх — вдруг зрители не примут столь неожиданного поворота в исполнительском стиле.
Такого шквала аплодисментов, какой разразился сразу после первой песни, певцы не ожидали. Затем экспромтом спели вторую, ещё одну… Из всего обилия песен бабы Марьи прозвучали тогда три песни. Так появился фольклорный номер, который закрывал первое отделение. Он постепенно разрастался, потому что зрители всегда просили петь ещё и ещё. Людмила стала наряжаться в народный костюм: «сарахван», «кохту нашиваную», «хвартук» с печатными петухами — всё досталось от прабабушки Ольги Герасимовны — родительницы бабы Марьи, стала заплетать в косу свои длинные густые волосы. Этот облик, случалось, не давал зрителям узнать в ней только что выступавшую эстрадную певицу. Был такой курьёз: приехал однажды режиссёр из Москвы ставить программу коллективу. После концерта попросил собраться всех в опустевшем зале. Переодевшиеся артисты собрались, а режиссёр разговора не начинает, ждёт чего-то. Проходит время, спрашивает:
— А где ещё одна певица, та, что русские песни пела?
— Вот она.
— А тогда где эстрадная певица?
— Вот она же и есть!
— Феноменально! Впервые встречаюсь с подобным: оба ваши амплуа, Людмила — равнозначно убедительны!
Первая оценка центральной прессой ансамбля появилась в конце 1983 года. «Визитная карточка «Феникса» — так называлась заметка в Газете «Известия». Спустя некоторое время появляются следующие публикации и упоминания об ансамбле «Живая вода» в прессе. Несколько песен ансамбля издано на звуковых приложениях к журналам с пластинками: «Кругозор» и «Клуб». Вместе с этим начинается нелёгкая полоса в творческой жизни ансамбля. Интересы артистов, познавших радость выступлений на самых ответственных сценических площадках страны, стремящихся к серьёзному творчеству не совпали с местечковыми планами Смоленской филармонии, которой ансамбль «Феникс», как оказалось, нужен был только для выполнения планов по сельским концертам.
В те поры проходила Всесоюзная переаттестация филармонических артистов, которая давала возможность руководству филармоний избавляться от неугодных. К великой неожиданности ансамбль «Феникс» попал у директора Смоленской филармонии Исаака Израилевича Хацкевича, при его внешнем радушии к ним, именно в такую категорию. Почему-то были аттестованы только Людмила и Сергей Новиковы, но только как эстрадные солисты-вокалисты. Остальные артисты оказались перед необходимостью переаттестовываться в Министерстве культуры. И тот же директор, назвав дату и время просмотра в Москве, соврал: оказалось, вовсе не подал документы на переаттестацию коллектива. В полном составе ребята приехали в Москву, а их не ждали. Чудом Сергею Новикову, как руководителю, удалось упросить чиновников, чтоб ансамбль внесли в списки прослушиваний. На это ушла неделя. Ночевать пришлось на голом полу в недостроенной подмосковной квартире. И все тяготы делил со своими родителями и их коллегами четырёхлетний Серёжа Новиков — будущий участник будущего ансамбля «Живая вода». Молодые артисты всё же предстали перед комиссией и великолепно выступили!
Возвратились в Смоленск, как патетически изрёк директор, «не на щите, а со щитом», и… начался простой: оказались без концертов, а, следовательно, без зарплаты под предлогом того, что «Феникс», будучи аттестованным в качестве вокально-инструментального ансамбля, по документам филармонии таковым не являлся, а, значит, не мог состоять в министерском реестре ВИА. Для внесения в реестр требовалось лишь формальное ходатайства от филармонии «задним числом», поскольку вопрос, фактически, был решён. Директор Смоленской филармонии и тут соврал, заверив, будто документы отправлены. Шло время. Потребовалось выяснение ситуации в Смоленском Областном управлении культуры, а там заявили: «Ну, раз вас в Москве признали — а мы тут тёмные, ничего не понимаем — вот и езжайте в Москву!».
Артисты не любят вспоминать эту нечистоплотную, полную драматизма, историю, которая могла сломать их судьбу. Многие подробности опущены. Так или иначе, дирекция Смоленской филармонии сделала всё, чтобы развалить, по сути, неординарный коллектив. Все иногородние артисты — а их было большинство — разъехались. Остались в Смоленске Новиковы и полтавчанин Леонид Крыса, который женился на смолянке — певице из другого филармонического коллектива — Ларисе Александренковой. Ребята решили полностью посвятить себя фольклору. Но сначала необходимо было найти место работы, а для этого, в свою очередь, получить оценку специалистов, понять, в каком направлении развиваться дальше, заручиться авторитетными рекомендациями. Вот уж воистину: «Благословляйте врагов своих!», — чтобы заявить о себе, поехали снова в Москву!
При Союзе композиторов СССР тогда существовала Фольклорная комиссия, перед которой ребята выступили. Сдержанность и холодок мэтров после первой же песни поменялся на душевное расположение и желание слушать ещё. И буквально на следующий же день по рекомендации ведущих фольклористов страны и, в первую очередь, председателя комиссии композитора Жанны Кузнецовой, ещё безымянный квартет оказался в Редакции народной музыки Всесоюзного радио. Главный редактор Владимир Карасёв с улыбкой заметил, что мнение авторитетов он ценит, но, при этом, своё — тоже сложить должен.
— Когда вас можно послушать?
— А хоть сейчас! Где стоим, там и поём!
Смоляне запели. Собравшиеся с 5-го этажа ГДРЗ 2 люди через несколько минут начали аплодировать, одобрительно улыбаться, а Владимир Карасёв сказал:
— Будем записывать вас в фонд. И прямо завтра.
Вот тогда певцы задумались о своём названии. Оно пришло само собой: Людмила вспомнила часто повторяемые её бабушкой слова: «Песню сыграть, что водицы живой глынуть». Так и назвали ансамбль — «Живая вода».
Ансамбль полюбился московским слушателям. На одном из выступлений присутствовал Юрий Саульский — замечательный композитор и джазмен. Он был удивлён, увидев Сергея Новикова в неожиданном для него жанре, зная Сергея с 1971 года как эстрадного певца, пианиста и аранжировщика по коллективу «На эстраде — омичи», который тогда во Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства работал над новой программой. А музыкальным руководителем выпуска являлся Юрий Сергеевич. И для Сергея Новикова им были написаны две песни. Позже несколько песен, одна из которых — «Осенняя мелодия», была Сергеем, как первым исполнителем, записана на фирме «Мелодия», и вышла грампластинка.
Саульский предложил супругам Новиковым сотрудничать. Назначил встречу и вручил несколько клавиров новых песен, предложил разучить их для записи на радио. При следующей встрече композитор пригласил их отправиться с ним на гастроли по Черноморскому побережью: мэтра привлекало не только вокальное мастерство супругов Новиковых, а ещё и то, что Сергей, как пианист, с лёгкостью мог бы взять на себя аккомпанемент основной части программы.
— А народные песни, хотя бы две-три, вы обязательно должны будете петь в концерте, хотя по энергетике,— с грустной и одновременно шутливой улыбкой признавался он, — моя музыка бесспорно им проигрывает.
Артисты часто вспоминают, с каким неподдельным детским восторгом выдающийся музыкант слушал в их исполнении «фольклорную экзотику».
Новиковы оказались перед выбором: уехать на гастроли с Юрием Саульским? Но как сказать об этом Ларисе и Лёне, с которыми был «съеден не один пуд соли»? Да и казалось, что даже временное отступничество от фольклора — предательство по отношению к народной культуре, яркими носителями которой уже тогда называли «Живую воду» многие известные люди страны. Понятно, какой выбор был сделан.
Ансамбль «Живая вода» имел широкую известность не только благодаря активной гастрольной деятельности в период с 1984 по 1992 годы, но и — множеству выступлений в программах Всесоюзного радио и Центрального телевидения, публикациям в прессе, участия в фольклорных фестивалях и праздниках.
Неповторимую манеру «Живой воды» невозможно спутать ни с какой другой, так больше не поёт никто. Исполнительское кредо певцов — каждый из них солист — в ярком щедром звучании, в сочетании подлинно народных вокальных приёмов и импровизационного многоголосья, в профессиональной отточенности и в артистической свободе. Их пение естественно звучало в концертной обстановке и в тишине леса, в домашнем уюте и на шумном фольклорном празднике. Многие из песен «Живой воды» стали популярными, благодаря самим этим праздникам. В 80-е годы певцы активно влились в фольклорное движение, общались с молодёжными коллективами не только Москвы, подарив многим такие песни как «Свет-моя, улица», «Стой, берёзонька», «Ивановы дочки», «Як при лýжку», «Отжил я свой век» и, конечно же, смоленский вариант «Воробьёвских гор», по признанию многих — самого красивого из известных на Руси.
Тем временем, настал час, когда пришлось расстаться с Ларисой и Леонидом. Супруги уехали на Полтавщину, и скоро друзья узнали — у них родился сын. А приглашения на телевизионные съёмки и записи на радио и фирме «Мелодия» продолжалась. Тогда вернулся к друзьям срочно вызванный нижегородец Владимир Воробьёв. Владея гитарой, он быстро переквалифицировался в балалаечника. Владимир — удивительно артистичный и голосистый, с большим чувством юмора, способный на свободную импровизацию, артист. К примеру, вариант «Живой воды» вологодской песни «Девка бельё мыла» — чистейший его экспромт: до записи в студии он ни разу не репетировал и даже не слыхал её.
Совсем на недолгое время к ансамблю подключалась москвичка Людмила Кавалерчик, которую быстро сменила выпускница народного отделения училища имени Ипполитова-Иванова Наталья Григорьева — красавица донская казачка с выразительным низким голосом, жительница Волгограда. В этом составе обновившийся квартет был приглашён в Вологодскую филармонию, которой ими было отдано 5 лет, и о которой у ребят остались очень тёплые воспоминания. Удивительная русская земля — Вологодчина! Прекрасные, душевные, открытые талантливые люди Русского Севера!
Между тем, подрастал сын Новиковых — Серёжа. Ему приходилось выносить тяготы гастрольной жизни родителей, но взамен он получил абсолютный слух и настоящий артистический талант. С пяти лет он стал проситься на сцену. И как-то раз «дядя Володя» Воробьёв, вопреки категорическим протестам родителей, вывел его «выступать», наряженного в косоворотку и красные сапожки. На всеобщее удивление ребёнок не только прекрасно запел наравне со взрослыми, включаясь в многоголосье, но и свободно плясал, хотя никто этому его не учил, и предлагал «коллегам» свои мизансцены. В 7 лет Серёжа стал победителем Всесоюзного телеконкурса «Весёлые нотки» с номером «Потешки». На записях Серёжа играл то на дудочке, то на трещётках, то на скрипке, уже учась в музыкальной школе.
Однажды в студии звукозаписи (тогда, к большому сожалению, по семейным обстоятельствам уже пришлось покинуть ансамбль Наталье Григорьевой) к микрофонам стало трио, участие маленького Серёжи не предполагалось. Но, оказывается, во время тракта за спинами взрослых он пел. Это услышал звукорежиссёр и перед записью вошёл в студию и поставил четвёртую стойку с микрофоном для Серёжи, потрепал его волосы и показал большой палец: «Во!». Так с его участием была записана плясовая «Как за лесом, за лесочком».
Характерны для Смоленщины инструментальные наигрыши на скрипках — кстати, также семейная традиция: прекрасными народными скрипачами были двое братьев бабушки Марьи. А на записях играют Сергей и, уже пятнадцатилетний, Серёжа Новиковы. Кроме скрипок в инструментальном сопровождении используются: балалайка, которую быстро освоил Владимир Воробьёв; дудочки, глиняные свистульки — петушки, вутицы — на них также играют Сергей Новиков и Новиков Серёжа; жалейка, звучанием которой украсил две композиции выдающийся исполнитель Владимир Скунцев, случайно встретившийся музыкантам перед записью возле Дома звукозаписи и предложивший поучаствовать в ней; расчёска с тонкой бумагой в качестве мембраны (чем не народный инструмент?) — в руках Людмилы Новиковой. Она же играет и на трещотках, и на пранике. Также в качестве ударных, как в случае с колядкой «Ой, коляда-коляда», используются: кастрюля с крышкой, сковорода с поварёшкой, стеклянная банка с пластиковой крышкой, по которой ударяли столовой ложкой. К слову, когда редактор ГДРЗ составлял паспорт этой записи, и ему нужно было перечислить все используемые музыкальные инструменты, он озадачился: не писать же сковорода, банка… Проблема решилась только после того, как всем миром нашли формулировку «домашняя утварь». Так и зафиксировано в паспорте записи.
Составной частью яркого наследия ансамбля «Живая вода» является и представляющий значительный этнографический интерес репертуарный сборник с одноимённым названием, вышедший в 1990 году и, по воле судеб, ставший последним изданием Издательства «Советская Россия». Замечательную вступительную статью-монолог к опубликованным в нём 135-ти песням написала Людмила Новикова. И страницы эти впечатляют своей силой не меньше чем её голос. Врезавшиеся в память рассказы близких о более чем вековой истории своей семьи, своей деревни, боль за судьбу родной культуры и судьбы русских женщин — этот взволнованный рассказ вполне можно сравнить с лучшей отечественной публицистикой, посвящённой русской деревне.
Но при этом, очень жаль, что вместо задуманного подарочным иллюстрированного фолианта с нотами и текстами двухсот песен вышла скромная, со 135-ю песнями, брошюра. Жаль, что на фирме «Мелодия» не издан двойной виниловый альбом ансамбля, выпуск которого утвердил худсовет после «живого показа» коллектива перед ним. При том, что уже была изготовлена полиграфия — конверт, «этикетки-кругляши», металлические матрицы. Ленинградский завод грампластинок остановился незадолго перед изданием «Живой воды» 3. Жаль и безвозвратно утраченных фондовых записей, когда ГДРЗ прекратил существование, и ставшие бесхозными архивы разбазарили, и что в «Останкино» во время путча, в числе многих пропали и рулоны с киноплёнкой, на которую Центральное телевидение, приезжавшее к бабушке Марюше в деревню, снимало её, народную певицу, поющую под скрипичный аккомпанемент правнука Серёжи. Жаль также, что на заранее запланированные записи певцам чаще всего приходилось приезжать прямо с гастролей: изрядно измотанными, с усталыми, а то и простуженными голосами.
И, самое обидное, что, приняв приглашение Российского Фонда культуры перейти из Вологды на работу в Москву, коллектив, имея известность и собирая залы в больших городах, по прошествии буквально пары лет прекратил существование. Тяжёлое время. Тогда многие, в том числе и творческие люди, за невостребованностью поменяли свои профессии.
«Живая вода» ценима в кругу специалистов. Записи ансамбля включены в учебный материал программ, к примеру, Московской консерватории и Академии им. Гнесиных. В начале 2000-х произошёл показательный случай. Уже прекративший выступления ансамбль пригласили на встречу со столичными студентами-фольклористами. И каково же было удивление певцов, когда им стала подпевать, как старым знакомым, незнакомая аудитория, да не в одной песне! Преподаватели так и объяснили:
— Мы учим студентов по вашим песням.
Словом, ансамбль помнят, зовут выступать. Но собраться теперь всем вместе сложно, у каждого — своя дорога, своя работа в разных городах. И всё же, время от времени выходят передачи. К примеру, после участия в этнографическом вечере в Московском Центре авангардного искусства «Дом» на подразделении телеканала НТВ, вещающем для соотечественников за рубежом, в рубрике «Археология звука» вышла программа, посвященная скрипичной традиции Смоленщины. Её автор Георгий Ананьев назвал старшего и младшего Сергеев Новиковых «чуть ли не единственными теперь в России потомственными носителями скрипичного народного мастерства».
Песни Смоленщины давно и хорошо известны любителям народной музыки. Классикой стали имена: Аграфены Глинкиной, Ольги Трушиной, Марии Корнеевой, а также музыка, исполненная этнографическими коллективами, например, Починковским народным хором.
Многие песни из исключительно уникального репертуара ансамбля, причём, ряд песен принадлежат авторству бабушки Марьи, сегодня звучат в исполнении других коллективов и солистов. И отрадно, что чаще всего с их стороны встречается подлинно творческий подход, когда есть стремление по-своему пережить и осмыслить материал, как в случае с Питерской группой «Сбитень», а не бездумно скопировать оригинал, как в случае с одной из известных певиц. Сымитировав несколько песен, записанных Людмилой Новиковой так, что сама Людмила Новикова не сразу признала не своё пение, артистка нисколько не озадачилась соблюдением своего достоинства, как певицы. Посмотрев телевизионный вариант духовного стиха «Отжил я свой век», у участников ансамбля даже возник вопрос: а не под фонограмму ли солистки «Живой воды» выступила певица? Ведь, у серьёзных исполнителей принято называть первоисточник, из чьего репертуара взято произведение, в том случае, если артист выступает как имитатор, однако глубина чувства и философское осмысление материала, что присуще трактовкам Людмилы Николаевны, отсутствуют. Но это, как раз-таки, простительно: бесспорно, голосистая исполнительница ещё молода и не имеет достаточного жизненного опыта.
1 Г л ы н у т ь — глотнуть.
2 Г Д Р З — Государственный дом радиовещания и звукозаписи. Открыт в 1936 году.
3 В 1995-м году музыканты предприняли попытку издать этот двойной виниловый диск при содействии продюсерского центра «Антроп», которая также не увенчалась успехом.