Словно водицы живой испил…
Народные песни в исполнении ансамбля «Живая вода» мне довелось впервые услышать лет пять назад с магнитофонной ленты. А двумя годами позже, в мае восемьдесят седьмого, посчастливилось и близко познакомиться с этим самобытным коллективом. Случилось это в гостеприимной Вологде, где по-домашнему тепло праздновались Дни славянской письменности и культуры.
Помню актовый зал Вологодского пединститута, выступления прекрасных российских писателей — В.Белова, С.Викулова, В.Крупина, В.Личутина, С.Алексеева… Каждый из них с тревогой говорил о многострадальной участи отечественной литературы, живописи, музыки, уже в ту пору предостерегал от реальной угрозы агрессивного натиска массовой культуры, разгул и вакханалию коей мы воочию видим сегодня. Болью отзывались их слова в сердцах тех, кто присутствовал на том вечере…
А потом на сцене появились трое молодых людей: миловидная женщина с длинной русой косой, перехваченной жемчужной нитью, и — под стать ей — два добрых молодца в расшитых косоворотках. Завели они песню, и лица сидящих в зале вмиг преобразились, просветлели будто и впрямь кто окропил их живой водой…
После концерта мы проговорили несколько часов кряду. Уже тогда можно было сделать однозначный вывод: в лице супругов Людмилы и Сергея Новиковых и коллеги их Владимира Воробьева русская народная песня обрела самых что ни на есть ревностных хранителей и защитников. Не всякому дано дотянуться до нее, до песни русской, голосом своим. Ребята из «Живой воды», видит Бог, наделены этим редким даром.
Я наблюдал, с каким радушием встречал их многотысячный Зал Дворца спорта «Крылья Советов» в Москве и как чутко внимал их задушевному пению палаточный туристский городок на берегу Ильмень-озера. Был свидетелем того, как писатель Виктор Петрович Астафьев, у которого в дороге прихватило сердце, буквально ожил на глазах после целительного импровизированного концерта, сочиненного специально для него «Живой водой» в вагоне поезда «Новгород — Москва».
Но более всего, пожалуй, запомнилась мне звездная августовская ночь у костра в подмосковном дачном поселке. Людмила, Сергей и Володя пели тогда в узком кругу близких им людей, быть может, именно оттого голоса их звучали особенно проникновенно, чисто и легко. После одной из песен я взглянул на свою шестнадцатилетнюю дочь, чье музыкальное образование, как и у большинства ее сверстников, закладывалось, увы, в основном «Ласковым маем» под «Черный кофе». Так вот, в глазах у нее стояли тогда слезы… Уже позже она призналась: «Ты знаешь, когда пела «Живая вода», мне вдруг стало стыдно, как никогда. Мы ведь с друзьями всегда считали народные песни туфтой…»
Давно уже собирался я написать об ансамбле «Живая вода», который работает сегодня в творческо-производственном объединении «Светоч» Всероссийского фонда культуры. А потом решил, что правильнее всего будет предоставить слово Людмиле Новиковой, солистке и воистину душе этого коллектива.
Предваряя ее рассказ, скажу лишь, что недавно в издательстве «Советская Россия» вышел в свет сборник русских народных песен, составленный на основе репертуара ансамбля его художественным руководителем С.Новиковым. Не за горами и выпуск диска «Живой воды», который записывает сейчас фирма «Мелодия».
Андрей Поздняев.
Песня в наследство
В последнее время мы все чаще задумываемся о судьбе русского крестьянства послереволюционного периода, о судьбе нашей национальной культуры.
Для меня крестьянство — не абстракция, а реальные, такие дорогие мне люди. Это прежде всего моя бабушка — Марья Никитична, большая рукодельница и «песельница», оставившая мне в наследство бесценный клад — множество старинных народных песен. Это мой дед Василий Кондратьич (мне не довелось видеть его — погиб, спасая от паводка колхозных лошадей, спустя два года после войны, которую прошел всю — с первого дня до последнего). Это и прабабушка Ольга Герасимовна, знаменитая на всю округу травница. Это и прапрадед Егор Никифорович, который, по словам моей бабушки Марии Никифоровны, «толковый был и душой жалостливый. Дятей дужа жалел…». Это бабушкины сестры — тетка Катя да тетка Марфа. («Мархвушка у нас тихенькая росла, а Катька — тая расходовая была! Ни одна свадьба без яе в дяревне не гулялась, на все зазывали, потому как петь и плясать была большая мастерица и охотница».)
А бабушкины братья, которых я тоже знаю только по рассказам ее? Они не пришли с войны: Павлюк, Никифор, Костик, Ваня… Были на все руки мастера редкие: «И печи класть умели, и овчинки выделывать, и валенки валять, и избу срубить — да все, все умели по крестьянству. А Павлюк и Никипор яшшо ж и музукантами были! Ах, як жа ударють, бывало, у скрипки, як заиграють! Во уже любота! В большом почете у дерявенцев были мои брахненьки».
Это и… Нет, чтобы перечислить всю свою крестьянскую родословную, которой я, не скрою, горжусь, нужен не час и не два. У одной моей прабабушки Вольгушки (как любовно называли в родне Ольгу Герасимовну) семья была — «аж восемнадцать душ». И все эти «души» — люди интересные, каждый со своей особинкой. Но что было общее у них — это неистребимая любовь к труду, неистребимая — вопреки всей чудовищной политике «раскрестьянивания». Что и говорить, каждому почти пришлось хлебнуть лиха. Но вот что поразительно: несмотря на пережитое, и бабушка моя и ее сверстницы, проживающие в разных уголках России, сумели сберечь свои души — не ожесточились, не держат ни на кого обиды, не утратили жизнелюбия. Те страшные годы (да и в последующих было достаточно несправедливого и унизительного) вспоминают сдержанно, не стеная, в то время как мне не раз хотелось, когда слушала их откровения, попросту уткнуться в большие изработанные крестьянские ладони рассказчицы и расплакаться. И тут кто-нибудь из бабулек, уловив чутким сердцем мое состояние, непременно спохватится, встрепенется да скажет товаркам с укоризной: «Чтой-то мы, девки, гостью совсем, гляньте-ка, уморили: сидит скуксившись. А ну-ка, хватит языками лазготать — сыграем песню какую, веселую». И «девки», разом спохватившись, виновато и торопливо покивая головами, грянут сильно и слаженно «скакавуху» — тут уж горло перехватит не на шутку: ведь как поют-то…
Низкий поклон этим крестьянкам за то, что в трудную годину не только выстояли, но и сохранили для нас песню. Песню, которую и шельмовали всячески, и запрещали порой. Чего греха таить, было и такое.
Петр Михайлович Казьмин, племянник Митрофана Ефимовича Пятницкого, в своей книге «С песней» вспоминает, что пришлось пережить крестьянским хорам в конце 20-х годов, когда в прессе был затеян «суд слушателей». Начался он со статьи «Песни не наши», опубликованной в журнале «Радиослушатель». В ней, в частности, говорилось: «Чем скорее мы забудем старую деревню, тем успешнее, быстрее пойдет строительство деревни новой — это совершенно очевидно. А хор им. Пятницкого всей своей продукцией эту память о старой деревне, ее традиции и «культ» — всемерно поддерживает.
На чью мельницу эта вода?! Новая деревня — это «ликвидация кулачества как класса». Старая деревня — это кулаки и зависимые от них элементы деревни, борющейся не только за землю, но и за свою идеологию: за всякую «старину» — за религию, за устои семейного векового быта, за обычаи, обряды, песни… Сейчас песни и пение хора им. Пятницкого отмечены печатью «кулацкого выступления на идеологическом фронте».
Старинная народная песня («беспримесно» сохраняемая хором им. Пятницкого), вызывая в рабочем переживания, чувства, настроения и ощущения дореволюционной деревни, задерживает процесс перерождения его из «крестьянина» в «рабочие». Такова ее — а стало быть, и продукции хора им. Пятницкого — дезорганизующая роль. Во всяком случае в массовых отрицательных моментах нашего строительства (прогулы, брак, невыполнение промфинпланов) есть и ее капля «меда». Должна быть. Не может не быть!..»
В результате хору им. Пятницкого должно было «изменить свой репертуар — на современный», а другие «так называемые крестьянские хоры» были ликвидированы (согласно резолюции съезда хоровых деятелей). В те же годы композитор и музыкальный критик Б.В.Асафьев высказывался так: «Ввиду профессионально-музыкальной ценности напевов, ввиду их архаичности и налета музейности, ввиду строго научного интереса к ним, наконец, ввиду того, что современный быт всецело от них удален, а новые поколения переходят в сферу иного музыкального сознания и, сверх всего, ввиду крайне сложного воспроизведения народной музыки в ее подлинном облике и строе — древнерусскому песнетворчеству нет места в общем музыкальном воспитании и образовании» 1 (Выделено мною.— Л. Н.).
Наступление на народную культуру продолжалось и в 50—60-е годы, У писателя Василия Ивановича Белова читаем: «Я сам видел, как заведующие клубами не разрешали молодежи плясать. Клубная девушка отбирала баян или гармонь и включала проигрыватель» 2. Заведующие клубами действовали, разумеется, не сами-по себе, а согласно определенной установке. Одна из работавших в те годы в области культуры женщин рассказывала мне, что «завклубов», у которых участники самодеятельности плясали «Русского», здорово «песочили» — и строгача могли влепить, и даже с работы снять…
Моя мама, сельская учительница, проработавшая в школе сорок пять лет, вспоминает, как ее коллегам с различных трибун внушалось постоянно: неприлично, некультурно учителю петь «мужицкие» песни, плясать в кругу — это «подрывает авторитет»! Учителю нельзя уподобляться «бескультурной деревенской бабе», которая орет, а не поет… Ведь существуют «культурные» песни и «культурные» танцы. Неприлично учителю и трудом крестьянским заниматься, и подворье свое держать. Коровы, свиньи, куры — стыд! Чего доброго, от учителя навозом пахнуть начнет!
И вот и мы, деревенские девчонки и мальчишки, в свою очередь от иных учителей частенько выслушивали такое: «Тебе, Иванов, одна дорога — пойдешь быкам хвосты крутить, хлевы, конюшни чистить: на большее ты не способен!»
Не удивительно поэтому, что много у нас сегодня «Иванов, родства не помнящих», по-холопски преклоняющихся перед чужим, заморским и презирающих свое национальное, стыдящихся своего происхождения.
Горько это наблюдать. Но потому, что горько — нельзя просто наблюдать: надо всячески, каждому на своем месте, по мере сил и способностей, противостоять этому чудовищному, ужасающему превращению народа в управляемое стадо манкуртов. Еще Федор Михайлович Достоевский писал: «Самоуважение нам нужно, наконец, а не самооплевание». Воистину так, если мы хотим остаться народом, а не толпой без роду и племени.
И на песню народную мы возлагаем большие надежды, потому что не раз убеждались в правоте слов Михайлы Васильевича Ломоносова: «Сладостные звуки песни родимой ум пробуждают и чувства высокие воспитуют». Пробуждение умов — в возникновении ныне множества фольклорных ансамблей, в повышении интереса к народным истокам среди той части молодежи, которая, к ее чести, не поддается оболваниванию «масскультурой». (Возможно, так проявляется инстинкт самосохранения нации?)
Часто приходят к нам за кулисы после концертов молодые люди, благодарят, смущенно признаются: «Не знали, что фольклор так красив. Ваши песни, оказывается, совсем не похожи на те, что нам прежде преподносили как народные».
Это и не мудрено: ведь если звучит у нас, к примеру, в эфире что-либо в «народном стиле», то в основном бесцеремонные обработки народных песен и стилизации «под народное», неспособные не только вызвать интерес к национальной культуре, но, напротив, отторгающие от нее, воспитывающие слушателей на ложных образцах-поделках.
Еще во времена Михаила Ивановича Глинки композитор и критик Александр Николаевич Серов, являвшийся страстным поборником подлинно народной музыки, резко восставал как против всяческих попыток ее искажения и опошления, так и против формалистических приемов обработки народной мелодии. Его статья «Русская народная песня как предмет науки» являет собой «смелую и гневную отповедь антинародному, косному, формалистическому направлению в музыкальной науке». Статья небольшая, но настолько емкая, что трудно что-либо вычленить: ее важно прочесть целиком. Основная мысль ее — перекраивать русскую народную песню на иноземный лад, вгонять ее в «прокрустово ложе» так называемой общеевропейской культуры так же нелепо, как нарядить деревенскую русскую девушку не в сарафан, а в крохотную юбочку и шляпку-тирольку, русского молодца — не в красную рубашку, а во фрак.
Наш ансамбль «Живая вода» поет в основном песни Смоленщины. Ими нас щедро одарили замечательные женщины-крестьянки: Мария Никитична Лемутова, 1902 года рождения, ее невестка Вера Андреевна Лемутова, 1924 года рождения (обе уроженки Починковского района Смоленской области); Анастасия Савельевна Сельганова, 1910 года рождения, моя землячка — уроженка Холм-Жирковского района (бывшего Батуринского).
Самая молодая из наших уважаемых певиц — Вера Андреевна, натура открытая и эмоциональная. В ответ на просьбу попеть она всегда поет неутомимо, взволнованно, по нескольку часов кряду.
На долю Веры Андреевны выпало раннее сиротство, «Зародилось несчастье срання и до смеркания — это про меня. Песен откуда столько знают? Так раньше ж в деревне кто не пел? Бывало, еще махонькая, как почую где-то, — бегу со всех ног туда! Сяду тихонько — и слухаю, да и не замечу сама, как подтягивать начну. Я, можа, без песни и пропала бы, как муха! И плясать я любила! Это тоже — хлебом меня не корми — дай поплясать да припевку припеть. А работали все тогда много, и работы все тяжелые, за день так умаешься! Ну, думаешь, скорей бы до места — и спать брыкнуться! Да только гармонь послышишь — где усталость девается, бывало! До зорьки пропляшешь, пропоешь, а там уж и ложиться неколи!»
Голос у Веры Андреевны выразительный, сильный, ближе к низкому. Недаром она слыла первой певуньей на всю округу.
Так получилось, что голос Анастасии Савельевны Сельчановой я услышала с магнитофона прежде, чем познакомилась с ней. Помню, Сережа, мой муж и руководитель нашего ансамбля, вернувшись из кратковременной поездки на станцию Никитинка, что в Холм-Жирковском районе, довольный, тут же включил запись: «Ты только послушай! Какая певица баба Настя!»
«Как зовут твою дружку, женку твою? — дружелюбно и уважительно спросил на пленке низкий голос немолодой женщины. — Ну, вот я табе и ей песни свадебные буду петь». И вдруг — чудо! — зазвенел такой высокий, на удивление гибкий, чистый, звонкий, прямо-таки девичий голос: «Бог в помощь тебе, да и Людочка, руту-мяту полоть! — Спасибо тебе, Сереженька, за доброе слово!», «Что же ты, Людочка, молодая, скоро отъезжаешь? — Приехал жа Сереженька на вороном коне».
«Ты спрашиваешь, какая моя жизнь? А все было, детка моя: вместе с другими бабами на лесоповале заместо мужиков ворочала… Три раза горел мой двор: все ж работали, а дети и двор — без присмотра. Заново всякий раз заживаться приходилось с детями дробными да без мужа: с войны не пришел мой Нил. Я, моя ты детка, лес дужа люблю. Лесной я человек. Одна, не побоюся, куды хошь зайду и выйду, не заблукаю. Лес-кормилец — мой дом…»
И все же большинство песен нашего репертуара записаны с голоса моей бабушки, «Марюши Микиттевны» (так она себя шутливо называла). Они, эти песни, дороги мне несказанно, потому что пелись родным человеком и сопровождали все мое детство и юность.
Ах, как далеко теперь мое деревенское детство, пахнущее свежескошенными травами, омытое теплыми, как молоко парное, водами самой прекрасной в мире речушки с ласковым названием — Света, взлелеянное милыми, наивными бабушкиными и мамиными колыханками…
Сын часто просит рассказать меня о детской поре. Взахлеб вспоминаешь и о том, и об этом… Но, кажется, я ни разу не сказала ему главное: то, как часто тогда выпадало мне, босоногой маленькой девочке, счастье встречать восход солнца. Какое грандиозное, вызывающее восторг и трепет, граничащее с испугом зрелище! Это чудо — видеть выплывающий над дальним лесом огненный шар — дарила мне моя бабушка. «Кто рано встает — тому Бог подает!» — говаривала она частенько и сама вставала до зорьки, начинала «топать по хозяйству» и нас, своих внуков, приучала к работе с раннего утра: то коровенку на росу прогнать, то в ближний лесок за грибочками сбегать. Да мало ли еще каких дел для ребенка.
Я никогда не видела бабушку праздно сидящей и уж не помню случая, когда во время работы она не запела бы. Все наши магнитофонные записи песен, бабы Марьи, перемежающиеся ее сочными рассказами об обрядах и праздниках, — подтверждение тому. То, слышно, прялочка стрекочет, то швейная машинка постукивает, то перебираемая картошка сыплется, заглушая саму песню, — скоро огород сажать и нужно рассортировать прошлогодний урожай. Но даже если и записано у нас что-то при тишине, то только потому, что руки бабушкины, трудяги, делали в это время «тихую» работу: вязали неизвестно какие по счету носки — дочке ли, сыну, внуку, правнучке…
«Песню сыграть, что водицы живой глотнуть», — любила повторять баба Марюша. Я теперь понимаю, что песня помогла ей жизнь прожить — большую, тяжелую. Но и Мария Никитична не дала сгинуть многим бесценным народным твореньям. Интуитивно понимала, что старинные песни нужны и нам, ее внукам и правнукам, как во все века нужны были они каждому русскому человеку. И оттого так радовал ее наш интерес к тому, что было дорого ей. «А внучка вот все мои песни знает!» — с гордостью говорила она своим товаркам, когда заходил у них невеселый разговор о том, что «тяперя им, молодым, ничегонько нашего не надо». «А правнук мой, Сережа, любую мою песню подтянеть да яшшо и на скрипке подыграеть!» — стала говорить она позднее с еще большей гордостью, когда сумела и сыну моему передать любовь к народной музыке и восхищенье ею. Надо было видеть, как радовалась баба Марья, словно ребенок, всякий раз, когда «праунучек» появлялся на экране телевизора и звучали песни, потешки-прибаутки, которые пела-перепела она ему с пеленок. Прабабушкина заслуга, что Сережа сумел одержать победу во Всесоюзном телеконкурсе «Веселые нотки».
Я счастлива, что судьба одарила меня такой возможностью — подхватить с голоса родного человека песни, не дать им умереть, передать своему сыну. Всякий раз, когда наш ансамбль поет их, со мною говорит душа моей дорогой бабушки. И оживают картины детства, и трудно справляться с волнением…
«Старая народная песня, вызывая представления о старом, ненавистном современной деревенской молодежи быте, исчезает, по-видимому, бесповоротно, ибо не соответствует ни своим темпом, ни своей динамикой новому быту…» — предрекал когда-то Б.Асафьев. Однако напрасно он и его единомышленники хоронили старую народную песню. Ей действительно было уготовано на какое-то время забвение, но не исчезло и никогда не исчезнет то, что создано тысячами сердец твоих предков, что прошло через века, что помогало людям выстоять и остаться народом. Народное творчество — это крепкие и верные жор-ни наши, а дереву, сильными корнями в глубь земли ушедшему, и стоять крепко. Об этом прекрасно сказал казахский поэт Мухтар Шаханов:
«Человеку с малых лет плохо, если корней у него нет. У любого человека должны быть обязательно, кроме родителей, четыре корня, как четыре матери: родная земля, родной язык, родная культура, родная история… И все они — в облике одной собственной матери родной. Когда любишь свой корень, ценишь его — понимаешь боль и любовь всех и всего. Приобретаешь такое же чувство к другой земле, к другому языку, к другой культуре, к другой истории».
Людмила Новикова,
солистка ансамбля «Живая вода»
Смоленск
Вчёра наша ластовка…
Вчёра наша ластовка по заетрешшу 3 летала.
Ой, ляле, лялё, по заетрешшу летала.
Сёння нашей ластсвки да не чуть 4, не видать.
Ой, лялё, лялё, да не чуть, не видать.
Знать же нашу ластовку ястребы украли.
Ой, лялё, лялё, ястребы украли.
Ястребы украли — соколу отдали.
Ой, лялё, лялё, соколу отдали.
Вчёра наша Марьюшка по вулице гуляла.
Ой, лялё, лялё, по вулице гуляла.
Сёння нашей Марьюшки да не чуть, не видать.
Ой, лялё, лялё, да не чуть, не видать.
Знать же нашу Марьюшку ребяты украли.
Ой, лялё, лялё, ребяты украли.
Ребяты украли — Васильку отдали.
Ой, лялё, лялё, Васильку отдали.
Как при лýжку, при лужкý
Як при лýжку, при лужкý
Стоять девочки в кружку.
Ой, ли, ой, да люли, стоять девочки в кружку.
Одна девка весела
И во круг плясать пошла.
Ой, ли, ой, да люли, и во круг плясать пошла.
У одного молойца
Разгорелася душа.
Ой, ли, ой, да люли, разгорелася душа.
Разгорелася душа,
Что дявчонка хороша.
Ой, ли, ой, да люли, что дявчонка хороша!
— Скажи, скажи, дявчоночка,
Чейго роду, чейго дому.
Ой, ли, ой, да люли, чейго роду, чейго дому?
Чейго роду, чейго дому,
Як по именю зовуть?
Ой, ли, ой, да люли, як по именю зовуть?
Мое имя — Катярина,
Московського купца дочь.
Ой, ли, ой, да люли, московського купца дочь.
Московського купца дочь —
Атыйди, молойчик, прочь!
Ой, ли, ой, да люли, атыйди, молойчик, прочь!
А мой батюшка грозён,
У солдаты тябе тдасть.
Ой, ли, ой, да люли, у солдаты тябе тдасть.
Без разбору, без рашшоту
Пошлёть тябе на работу.
Ой, ли, ой, да люли, пошлёть тябе на работу.
1 Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании.— М.; Л., 1965. — С. III.
2 Белов В.И. Ремесло отчуждения.— М., 1988.— С. 67..
3 Застрешша — чердак.
4 Не чуть — не слыхать.