Пресса — Газета «Вологодская молодежь»
Рубрика «Эхо недели», N°9 (6777), 1993 г., 14 августа, суббота, страница 2
Оригинал страницы
Ты и обильная, ты и могучая, Матушка Русь!
Песни, которые объединяют
На прошедшей неделе в городе Вологде побывал ансамбль «Живая вода»: Людмила Николаевна, Сергей Николаевич и пятнадцатилетний Сергей Сергеевич (лауреат конкурса «Веселые нотки», певец) Новиковы (на снимке). Четвертого артиста — Владимира Воробьева нет с ними, он у себя в Нижнем Новгороде, так как поездка носит частный характер: Новиковы при малейшей возможности совершают, паломничество в Ферапонтов монастырь.
Говоришь о них с вологодскими знакомыми — слышали по радио, видели по телевизору, а на концертах не бывали. А скажи в Никольском, Кич.-Городецком, Вытегорском, Кирилловском районах — и бывали, и слышали, и помнят о них. Единственный район, где ансамбль «Живая вода» не давал концертов — Вашкинский, зато только в Грязовецком состоялось 48 встреч со слушателями!
В одном районе Люде благодарная слушательница принесла цветок в глиняном горшочке, извиняясь; что других-то вот цветов у нее нет. И для всех сельских слушателей становились они роднее родных, потому что звучит на их концертах душа народная во всей своей силе, мощи и красоте, звучат старинные русские песни, которые еще в достопамятные времена на Руси певали, а теперь только в отдаленных уголках иные старушки помнят. От них и записывают Новиковы песни; вологодские, смоленские, среднерусские. В Великом Устюге записали с голоса песню «Девка белье мыла», в Верховажском — «За рекою за Невагою». А больше всего песен у них смоленских, которые Люда переняла от бабушки своей Марии Никитичны, ныне уже покойной.
Как же так получилось, что глубинка вологодская с ансамблем «Живая вода» знакома, а областной центр нет? Ведь работали они в нашей филармонии почти пять лет. Да так вот как-то и получилось, что колесили они с концертами по области то на автобусе, то на грузовике, а то и на тракторе, в любую погоду, короче, как добираются до своих мест все местные жители. Выполняли план для филармонии. А на сценах областного центра концертов так и не спланировалось.
Будь в Вологде жилье, никогда бы отсюда не уехали, но с жильем посчастливилось в родном для Люды Смоленске. Однако пять лет, прожитых на вологодской земле, не забудутся никогда.
— Мы узнали и полюбили здешний народ, — признаются они, — а люди здешние отличаются от тех, что живут западнее Москвы: они какие-то деликатные, доброжелательные, ласковые. Приедешь в центральную деревню какого-нибудь дальнего колхоза, они соберутся в клубе — старушки в основном, — а глаза такие синие ,ясные, а руки изработанные, что думаешь, Боже праведный, что же сделать для них, чем же порадовать. Иногда начнут рассказывать о своей жизни вдовьей — трудно слезы сдержать, слушая, сколько на веку вынести им всего довелось, каково сейчас приходится, а они все так же добры и приветны к чужому человеку. Думается» народ вологодский — самый русский на Руси.
А я скажу, что до знакомства с этим ансамблем не знала, что такое русская народная песня. До последнего времени вроде бы и много звучало в эфире, в концертах русской музыки, но беда-то в том, что долгие десятилетия мы считали подлинным народным пением грубые подделки: псевдо-народные образчики выдавались за истинные проявления национального искусства.
Но вот в 1986 году приехали Новиковы с Володей Воробьевым, и я впервые услышала «Горы Воробьевы» и «Ты, Россия, матушка-земля», другие старинные песни. Рассказать о песнях, конечно, нельзя — не получится. Их надо слушать или петь. И душа уловит, где настоящее, а где «обстроганное». На настоящее она отзовется: то хочется ей плакать, то взлетает она соколом в поднебесье.
У меня такое впечатление осталось, когда они пели, что я не в маленькой комнате, а в широком поле, и гак мне вольно дышится, — сказала мне подруга. Как точно она выразилась. У меня тоже было ощущение, что подхватывает меня неодолимая сила и поднимает высоко, так что дух захватывает.
Слушаешь, и энергией заряжаешься невиданной, дух на таком подъеме, что кажется, любое дело по плечу, и тут начинаешь понимать смысл слов: «русский народ — народ-исполин».
Позднее вслед за ними, в последние год-два, некоторые из их песен запел ансамбль «Карагод», например, «Горы Воробьевы», «Свет—моя улица», «Як при лужку». Но костюмы у «Карагода» не русские, а скорее французские, а сами они приконфеченные, слащавые, и впечатление не то, совсем не то. Песня тоже та и не та. Например, «Ты, Россия, матушка-земля» стала общей для всех фольклорных ансамблей, а звучит по-разному в смысле своего психологического воздействия на слушателя. И сильней, чем у «Живой воды», я не слышала, хотя в том же «Карагоде» народу не меряно, а в «Живой воде» больше четырех человек не бывало, мощи же на два «Карагода» хватит.
Читатели вправе спросить, а что же мы по телевизору их мало видим? В этом смысле судьба ансамбля «Живая вода» не отличается от судьбы других фольклорных ансамблей, так как фольклору на ТВ отведены задворки, впрочем, как и русской классике. В сравнении с другими коллективами вниманием они не обделены — за годы существования ансамбля было около пятидесяти «эфиров», а вот цельной (часовой, скажем) передачи еще не было. Будем надеяться, такой праздник состоится, все еще впереди.
Будем надеяться, что «Живую воду» привлекут к участию в своих фильмах наши кинодокументалисты. У ансамбля много фондовых записей на радио, много материала для грампластинок, но тиражировать не на что — русские артисты бедны, как церковные мыши. Возможно, на наше счастье найдется меценат, способный субсидировать (500 долларов) тираж великолепных пластинок старинных русских песен в исполнении «Живой воды». Их исполнение знатоки называют истинным, потому что песни впитаны Людой с детства, от бабушки, а наши северные — вологодские, великоустюгские — записаны от местных исполнительниц с мельчайшими нюансами.
От этого ансамбля не надо ждать развлечения, у них все подчинено музыкальной стихии, настолько могучей, что душа наливается богатырской силушкой, и всех охватывает чувство единства.
В. Ехалова.
Фото В. Ховалкина.