Дискография — Музыкальный альбом «Песенный фольклор Смоленщины»

Представленный на странице двойной виниловый диск — это воссозданная авторами сайта версия не вышедшей в 1995-м году пластинки ансамбля. Были напечатаны лишь конверты и этикетки дисков. Все песни расположены так, как задумывалось составителями.

 

Player requires JavaScript and the Flash Player. Please Get Flash.

    Сторона 1
    1. По лугам трава шелковая (хороводная) 2:11  слова  
    2. Грянула музыка (свадебная) 2:31  слова  
    3. Крякала сера вутица (свадебная) 3:42  слова  
    4. Дразнилки (свадебные припевки) 3:17  слова  
    5. По чем познати (свадебная сиротская) 5:03  слова  
    6. Летала черная галочка (свадебная) 3:19  слова  
    7. Стой, березонька (свадебная застольная) 2:15  слова  
    Сторона 2
    8. Раздубравушка, раззеленая (лирическая) 3:10  слова  
    9. Соловей мой, соловьюшко (лирическая уральская) 3:25  слова  
    10. Ивановы дочки (колядная плясовая) 1:48  слова  
    11. Ехали солдаты (солдатская лирическая) 2:34  слова  
    12. Отчего заря занималася (солдатская протяжная) 3:27  слова  
    13. За реченькой (солдатская протяжная, вологодская) 4:01  слова  
    14. Фин-тю-ра (плясовая, вологодская) 1:48  слова  
    15. Долина ль моя, долинушка (протяжная казачья) 2:30  слова  
    Сторона 3
    16. Вы горы мои, Воробьевские (протяжная) 4:26  слова  
    17. Небылицы (детские потешки) 2:36  слова  
    18. Добрый вечер, паны! (колядка) 2:34  слова  
    19. Ангелы в небе (колядка) 2:18  слова  
    20. Вы бояре-государи! (колядка) 1:55  слова  
    21. Новая радость (колядка). На украинском языке 1:54  слова  
    22. Коляда-коляда (колядка) 1:39  слова  
    23. Баю, баюшки-баю (колыбельная) 5:08  слова  
    Сторона 4
    24. Как за лесом, за лесочком (плясовая) 2:58  слова  
    25. Сохнет-вянет во полюшке травка (лирическая) 3:03  слова  
    26. Дочушечка (лирическая, на Маслену) 2:58  слова  
    27. Скрипичные наигрыши 5:51  слова  
    28. Как во поле (календарная, на Егория) 1:48  слова  
    29. Святэй Духа Тройца (на Духов день) 4:14  слова  
    30. Як при лужку, при лужку (колядная плясовая) 2:24  слова  
скачать альбом целиком  
К Международному Году Семьи
International Year of the Family
 
Ансамбль «Живая вода»
«The Water of Life» folklore ensemble
 
Руководитель — Сергей Новиков
Солисты: Людмила Новикова
(3, 5, 14, 23, 26, 29)
Сергей Новиков (8)
Сережа Новиков (17)
Владимир Воробьев (11)
Звукорежиссеры: П. Кондрашин (7, 10, 12, 16)
Г. Каретников (1, 30)
Н. Ружанская
(2, 4, 5, 8, 9, 17, 18, 22, 24, 25)
С. Новиков (3, 11, 23, 26)
Г. Павлова (13 — 15)
Г. Дорожкина (19 — 21)
В. Нахаев (27 — 29)
В. Старинец (6)
Стерео:
Моно:
(1 — 18, 22 — 30)
(19 — 21)
Составитель:
 
Звукорежиссеры реставрации:
Фото и дизайн:
Вера Медведева
 
А. Тропилло, В.Ильин
В. Исачкин, А. Лебедев
(P) © АНТРОП 1995

«Песенный фольклор Смоленщины»

Оригинальное оформление альбома
Альбом «Песенный фольклор Смоленщины». Разворот лицевой стороны конвертаАльбом «Песенный фольклор Смоленщины». Разворот внутренней стороны конверта
Альбом «Песенный фольклор Смоленщины». Диск 1. Сторона 1. Реставрация.Альбом «Песенный фольклор Смоленщины». Диск 1. Сторона 2. Реставрация.Альбом «Песенный фольклор Смоленщины». Диск 2. Сторона 3. Реставрация.Альбом «Песенный фольклор Смоленщины». Диск 2. Сторона 4. Реставрация.
Фольклорный ансамбль «Живая вода»

Живая вода — образ, встречаемый в русских сказках, пословицах, поговорках. У древних славян он означал начало божественного проявления: живая вода изгоняет нечистую силу, возвращает к жизни. Отнюдь не случайно переплетение его с понятием песни, столь же целительной для человека. Те, кому доводилось бывать в фольклорных экспедициях и общаться с мастерами народного пения, несомненно, отмечали эту смысловую связь, слыша высказывания певцов: «Песня — она человека на свет пускает», «Горю не поможет ничего. Какое горе — я песни играю»… «Песню сыграть, что водицы живой глотнуть», — вот так часто говаривала и смоленская крестьянка — замечательная песенница Мария Никитична Лемутова, уроженка Починковского района. Её слова дали название фольклорному ансамблю, представленному на этих пластинках. Бабушка Марья — незримая участница коллектива: в основном её песни составили репертуар ансамбля, в котором 4 человека: семья Новиковых — Людмила, её муж Сергей и их сын Сережа, и артист Владимир Воробьев (на снимке — слева). Людмила — внучка бабушки Марьи, воспитывалась рядом с ней и трепетно была привязана к ней долгие годы. Оттого и переняла не только все ее песни, но с ними и способность передать глубинную сущность русского человека, его боль, его юмор, отзывчивость, открытость. Эту укорененность в традицию, эту искренность нельзя не почувствовать в голосе Людмилы, являющем первозданную красоту России. Особенно хороши у неё сольные распевы. С ними рос и Сережа, чей звонкий голос вплетается в звучание взрослых голосов, продолжая традицию смоленского пения с подголосником, когда верхний голос дублирует нижний (18, 24).

Для «Живой воды» все эти песни трудно назвать репертуаром, поскольку исполняется не только то, что выигрышно с точки зрения концертной интерпретации, но и все, что сопровождало жизнь деревенских людей от зимы до зимы, в повседневном быту и на свадьбах, в поле и на праздничной улице, с детских лет и до старости. Это — часть жизни, и в песнях события её переживаются так, как это исстари велось в крестьянской среде.

Песни Смоленщины давно и хорошо известны любителям народной музыки. Классикой стали имена Аграфены Глинкиной (ЗЗД-24901-02), Ольги Трушиной (М20-46433-009), этнографические коллективы, среди которых Починковский народный хор (С20-13807-8). Тем ценнее творчество профессиональных исполнителей, развивающих исконные традиции.

В альбоме мы знакомимся не только с типичными для Смоленщины свадебными и календарными песнями, но и с другими жанровыми пластами — игровыми, плясовыми, хороводными и пр. Здесь и шедевры классической русской лирики — протяжная «Горы Воробьевские» (16), рекрутская «От чего заря занималася» (12). В память о бабушке Марье звучит сложенная ею самой на свадьбу песня «Крякала сера вутица» (3). Характерны инструментальные наигрыши на скрипке, — эта традиция также семейная: скрипачами были все братья бабушки Марьи. Играют Сергей и Сережа Новиковы (2, 5, 8, 10, 17, 24, 27, 30).

«Живая вода» ценима в кругу специалистов и широко известна просто любителям народной музыки по гастролям и по множеству выступлений в радио- и телепрограммах. Исполнительское кредо ансамбля — сочетание подлинно народных вокальных приемов, импровизационного голосоведения и профессиональной отточенности, артистической свободы. Их песни естественно звучат в концертной обстановке и в тишине леса, в домашнем уюте и на шумном фольклорном празднике; многие из них стали популярными, благодаря самим этим праздникам: в 80-е годы «Живая вода» активно общалась с молодежными фольклорными ансамблями Москвы, подарив многим коллективам такие песни как «Свет-моя улица», «Ивановы дочки», «Стой, березонька», «Як при лужку» и другие. Некоторые образцы публиковались в звуковых приложениях к журналам «Кругозор» и «Клуб». Составной частью данного альбома можно считать и представляющий значительный интерес репертуарный сборник «Живая вода» (М., 1990, составитель Сергей Новиков), с замечательным монологом Людмилы Новиковой (вступительная статья). Страницы эти впечатляют своей силой не меньше, чем её голос. Врезавшиеся в память рассказы близких о почти вековой истории своей семьи, своей деревни, боль за русскую историю и женскую судьбу, — эти страницы сравнимы с лучшей отечественной прозой, посвященной нашей деревне.

Сейчас даже не верится, что 10 лет назад певцы из «Живой воды» исполняли только эстрадную музыку в вокально-инструментальных ансамблях (этот факт часто отмечается в многочисленных публикациях о коллективе в центральной прессе). Но, поняв истинное свое предназначение, раздвинув рамки возможного на своем духовном пути, певцы несут ныне немеркнущие образы русской традиционной культуры, даря слушателям их животворящую силу.

В.Н. Медведева,
Московская консерватория.

The folklore ensemble «Zhivaya voda»: Song folklore of the Smolensk Lang

The folklore ensemble «Zhivaya Voda» (the water of life) stands out against the background of other ensembles of this kind. Its participants are the followers of a family tradition of their own. They have acquired their repertoire from the folk artists of the Smolensk Land, the core of the ancient Russia. The ensemble performs genuine Russian songs which could be heard earlier at weddings and other rituals, on rural holidays and weekdays. Some songs are young enough, while others date back to millemums ago.

The songs are accompanied by instrumental music played on ancient instruments, balalaika, fiddle, treshchotka. Alongside special ethnographic patterns, the repertoire includes the original versions of classical Russian songs.

The name «Zhivaya Voda» stems from a classical Russian word combination — water was long worshipped by ancient Slavs as the origin of life and the divine grace which original folk art radiates.

The ensemble is engaged in creative and research work preparing collections of folk songs, booklets and records. It has often attended international folklore festivals. In performing, they stick to professional accuracy, genuine intonation, and are noted for the stage brightness and spontaneity.