Пресса — Газета «Советская Россия»
Рубрика «Девять муз», N°37 (10488), 1991 г., страница 4
Оригинал публикации
Как петь отцы и матери умели
Прошедший недавно в Смоленске первый всероссийский телерадиоконкурс исполнителей народной песни «Голоса России» не только показал, что не иссякает талантами наша земля, что тянутся люди к подлинному искусству, но и дал повод поразмышлять над судьбами народной песни в наше время. Мы разговариваем на эту тему с солистами известного фольклорного ансамбля «Живая вода» — Сергеем и Людмилой Новиковыми.
— Судя по зрительскому вниманию и «Голосам России» и успеху конкурса, наконец по резонансу выступлений самой «Живой воды», народная песня все более заявляет о себе?..
— В какой-то степени, да,— говорит Сергей.— Однако хочу внести некоторую ясность в толкование самого термина «народная песня». К сожалению, очень многие путают народную песню с ее обработкой.
— Значит, вы поете только народные песни?
— В нашем репертуаре в основном песни Смоленского края,— вступает в разговор Людмила Новикова.— И мы стараемся исполнять их так, как они поются в народе. По нынешним временам дело это непростое. Мало осталось тех, кто помнит песни дедов и прадедов, особенности распевов. А бывает и просто не хотят вспоминать — десятилетиями вкушали им мысль о «мелкобуржуазности», «реакционности» крестьянства.
А песня для русского человека, может быть, самое естественное средство выражения чувств. В ней, как в молитве, Он высказывал самые сокровенные чаяния, надежды, мысли. Моя бабушка, Мария Никитична, не случайно говаривала: «Песню сыграть, что водицы живой глотнуть…» А разве сейчас не нужна нам эта живая водица? Ой как нужна. И прежде всего духовно обездоленному молодому поколению. Ведь многие в нем не только песен своих не знают, но уже и истории своей.
Каждая песня соответствует определенному душевному состоянию человека. Скажем, протяжная героическая баллада «Горы Воробьевские» своей образностью настраивает на суровые, трагические тона. Совсем иная — «Свет, моя улица», ее так и называют — игровая. Или свадебная, застольная — «Стой, березонька», или колядная плясовая «Как при лужку», или хороводная — «По лугам трава»…
— Неужели на родине Глинки вас не разглядели?
— Разглядеть-то разглядели, да вот относились по-разному. Смоляне нас любят, приглашают выступать, поддерживают. А вот некоторые начальники от культуры прямо говорили: есть у нас уже один фольклорный ансамбль, зачем еще нужен второй? Нас долго не хотели арестовывать. И мы ездили на прослушивание в Москву, где и получили поддержку, необходимый статус. Какое-то время жили в Вологде, в гостинице. Но даже и сейчас, живя в Смоленске, работаем в творческом объединении «Светоч» при Российском фонде культуры. То есть в области нам и сейчас ходу не дают…
— Значит, рано радоваться, что народную песню признали?
— Не признавать ее — значит, не признавать сам народ. Поэтому мы уверены, что истинно народная песня все же вернется к людям. Валентин Распутин верно сказал, что вопреки всему, что с нами произошло, в народе проснулась память. А раз проснулась память, то народ обязательно вспомнит и запоет свои песни…
П. Татауров.
На снимке: Сергей, Сережа и Людмила Новиковы.
Фото А. Егорова.